Сочи - Октябрь 2006 года

Вопреки уговорам всех, кто узнавал о моём намерении ехать на Кавказ - (Краснодарский край и Абхазию) одной - не ездить, я сижу в поезде - Москва - Адлер и наблюдаю, как проплывают за окном леса поля и города.

Началась моя поездка, как и водится, со ссоры с проводницей, решившей, что я обязательно должна взять у неё за 70 рублей комплект постельного белья. Услышав мой отказ (зачем мне постельное бельё, когда у меня есть спальник), она решила лишить меня (в наказание за плохое поведение) матраса. Моё возмущение, видимо в её планы не входило, потому что, услышав фразу, типа: «Где это написано, что тому, кто не берёт бельё, не положен матрас?», она ответила, что написано у неё в инструкции сразу перешла на впаривание белья моим соседям. У них не было спальника, поэтому пришлось взять бельё. Но они искренне удивились такой небывалой цене за это «удовольствие». В ответ они получили целлофановый пакетик с кусочком мыла и влажной салфеткой, и заверение, что их обязаны потом 2 раза напоить чаем. И хотя ничего из этого им не пригодилось - мыло в туалете было, а чай они пили свой, бельё за 70 р. всё равно взяли.

Я же ещё час сидела в ожидании - когда же придут за матрасом, но, в конце - концов, не выдержала, запаковалась в спальник и уснула глубоким сном. Утром я спросила у соседей - пожилой пары, ехавшей в Ростов - оказалось за матрасом так и не приходили и я, успокоившись, принялась созерцать за окошком осенние пейзажи.

Воронежская область встретила нас туманом и холодом. Мне показалось, что здесь было даже холоднее, чем в Москве. Но вскоре из поздней, слякотной ноябрьской осени в Москве, через туманный и серый Воронеж с жёлтыми и пожухшими листьями я попала в солнечный август с жёлтой от солнца травой и зелёными деревьями. Но произошло это уже утром, когда мы проехали Туапсе.

Первый день в Сочи оказался очень насыщенным впечатлениями и информацией. Сойдя с поезда, я сразу же позвонила Василию - инструктору и проводнику по местным достопримечательностям и Карине, для которой я везла из Москвы подарок - тапочки из козьей шерсти. Вкусно пообедав у неё в гостях, я поборола сон, который немедленно на меня напал, и поехала в Сочи, где меня ждал Василий.

Вокзал в Сочи

С Василием я была знакома только по переписке. Он оказался очень живым и весёлым человеком и устроив меня в гостиницу (номер стоил 200 р. в сутки), сразу повёл знакомить с местными красотами.

Мы начали прогулку с Дендрария, в который попали через дырку в заборе, а точнее, под забором, граничащим с территорией турбазы, где я остановилась. При всей моей нелюбви к «цивилизованным» красотам Дендрарий поразил меня многообразием растений и красотой оформления садов. То ли я люблю Азиатскую культуру больше остальных, то ли Китайский садик смог лучше других передать мне умиротворение, свойственное ей. Отовсюду доносятся запахи неизвестных мне до сих пор трав и цветов, в вольерах гуляют павлины и страусы, а в пруду стоят, как загипнотизированные, розовые цапли. Остальные уголки тоже были оформлены со вкусом, но они не произвели на меня такого впечатления.

Ахштырский каньон

Выйдя из Дендрария мы хотели поехать сразу на Красную Поляну, но уже сев в автобус передумали, решив, что лучше выбрать для этой поездки более раннее время и солнечный денёк. Поэтому мы решили, что самое время посмотреть «Форелевое хозяйство» и Ахштырские пещеры, которые находятся по пути на Красную поляну. Посмотрев на мальков форели и полазив наощупь по пещере, мы вернулись в Сочи. И, хотя время было уже позднее - давно стемнело, мы решили, что программа не может быть окончена без прогулки по ночному Сочи. Вернулась в номер я уже к 12-ти ночи, и так как ворота турбазы были уже закрыты, то впервые в жизни мне пришлось перелезать через забор.

Уже лёжа в постели я начала понемногу привыкать к мысли, что я в горах и впереди у меня ещё целых 10 дней, чтобы пропитаться ими и запомнить их невероятную, мощную энергию.

На следующий день к Василию приезжала новая группа туристов, и все они снова пошли в Дендрарий, я же поняла, что пришла пора приключений и отправилась путешествовать в одиночку.

Около Ахштырского каньона, где мы были накануне с Василием, есть гора, на которую мы не успели вчера забраться, так как уже темнело, а фанатики мы оба забыли. У подножья этой горы открывался великолепный вид на форелевое хозяйство, реку Мзымту, протекающую внизу, по которой часто сплавляются любители острых ощущений. Василий рассказывал, как ему приходилось вылавливать из неё тех, кто не сумел справиться с крутыми порогами. Зайдя на вершину я решила, что самое время посидеть на краю и полюбоваться потрясающим видом, открывающимся с горы.

Тут - то меня и ожидала первая встреча с местными обитателями - услышав шум перекатывающихся камней я обернулась и увидела, как из-за кустов на меня направляется стадо диких свиней! Впереди всех шла огромная коричневая свинья, которая пристально смотрела на меня, ожидая, по-видимому, агрессии с моей стороны. За ней шло целое стадо, где были и совсем маленькие поросятки, и несколько взрослых хрюшек. Я впервые видела так близко стадо диких свиней, тем более, встретить их, сидя над обрывом было очень неприятно, но к счастью, свинья постояла немного в нескольких шагах от меня и направилась обратно в кусты, а за ней устремились и остальные. Тут только я начала фотографировать, хорошо, что фотоаппарат был у меня в руках, так как до этого я снимала виды, открывающиеся с горы.

Другое стадо встретилось мне немного позже, когда я шла вдоль обрыва, в надежде отыскать тропинку, ведущую в каньон. Но на этот раз меня даже не заметили, так как недалеко рос дуб и всё семейство было увлечено раскапыванием лакомств. Вдруг, недалеко в кустах я услышала хруст ветки и уже напряглась в ожидании увидеть очередную огромную свинью, но к моей огромной радости это был человек. Кудрявый, седоватый мужчина с рюкзаком с любопытством посмотрел на меня и первое, что пришло мне в голову сказать ему, было: «А вы не знаете, эти свиньи опасные?» и очень обрадовалась, услышав в ответ - нет.

Человек оказался искателем пещер. Увидев, что я с интересом слушаю его он начал описывать мне местные пещеры. Рассказал, что в одной из них живут летучие мыши. Этих зверьков я никогда не видела, поэтому дорогу к этой пещере запомнила.

В каньон мы спустились вместе и немного поднялись на следующую гору, но дальше наши дороги расходились, так как он искал очередную пещеру, находящуюся на вершине, я же пошла дальше в поисках водопада.

Тропинка, по которой я шла петляла и несколько раз от неё ответвлялись другие - мелкие тропки, поэтому пришлось проплутать и несколько раз я возвращалась на исходную точку. Все мои попытки разглядеть хоть какой-то намёк на водопад оказывались тщетными. Я шла, поднимаясь вверх, пока не поняла, что это бессмысленно и начала спускаться. Спустившись в каньон я решила пройти немного низом, чтобы понять - в чём же дело. Кое где в ванночках была вода, но она не двигалась и пройдя метров 200 я повернула назад.

Вновь оказавшись на вершине, я устроила привал - достала хлеб, вино и сыр и сидела, свесив ножки вниз и наслаждаясь красотами.

Когда я вышла на автобусную остановку у меня была единственная мечта - поскорее добраться до Сочи, или даже до Адлера, который был ближе, и искупаться. Очень радовала мысль, что я взяла с собой купальник. После такой нагрузки - двойного спуска и подъёма раскалывалась голова, и совершенно не хотелось двигаться. Хотя накануне я прошла гораздо больше (я была на ногах с 9-ти утра и до 12-ти ночи) и сидела, разве что во время обеда. Видимо сказывалась интенсивность нагрузки.

Как я и хотела, сразу по приезду в Сочи я отправилась к морю и искупалась. Голова после этого быстро прошла, а уже совсем покинувшие меня силы вернулись. Причём настолько, что, вернувшись в номер, я не захотела сидеть вечером дома, а снова отправилась на вечернюю экскурсию по Сочи. И уже около десяти, снова зайдя в номер, я поняла, что нет сил даже на душь, поэтому отложила его на утро и заснула мёртвым сном.

О 33-х водопадах я много раз слышала, поэтому побывать там считала для себя обязательным. 3-й день в Сочи я решила посвятить 33-м водопадам.

Узнав от Василия, как туда добраться я отправилась в путь. Электричка прибывала на станцию Головинка в час дня, а от своей попутчицы я узнала, что обратно она пойдёт в 3 часа, а после этого только в 7-15. Я, конечно, с трудом верила, что успею забраться на 33-й водопад и к 3-м часам попаду на электричку, поэтому решила не торопиться.

Чтобы добраться до водопадов, надо добраться до села Кичмай, а автобуса туда уже минут 20 не было, поэтому я решила голосовать. Первая остановившаяся машина ехала в Сочи, но выяснилось это уже после того, как мы проехали нужный поворот, так что мне пришлось возвращаться. Минут через 15 остановилась ещё одна машина, (единственная, проехавшая за это время, что уж говорить об автобусах), но нам оказалось по-пути не до конца, и вскоре я опять голосовала. За рулём третьей и последней машины оказался дедушка. Он рассказал, что любит охотиться в горах и не любит море. Как выяснилось, здесь водятся не только свиньи, но и лоси и медведи и шакалы, так что, можно сказать, что вчера мне повезло… Фёдор (так звали дедушку) довёз меня до самого водопада, на прощание он пригласил меня с друзьями приезжать к нему в гости на Новый год и вообще, когда будет время.

Впервые в жизни я увидела водопад. Более прекрасного зрелища, которое я могла бы наблюдать часами (и это при всей моей неугомонности) я не видела. Когда закончилась деревянная лестница, сделанная специально для туристов, я продолжила восхождение, ведь моей целью было добраться до самого верха. Тропа была скользкой, ноги поло мной то и дело разъезжались, но подбадривал, громко шумевший слева от меня водопад, поэтому идти было весело, а чувствуя, что устала я спускалась к воде и умывалась. Чем выше я поднималась, тем круче становилась тропа, и в конце она начала удаляться от водопада, а подниматься по ней было всё трудней. Земля была скользкой, а наклон у тропы был уже градусов 60, и она была завалена деревьями, поэтому я решила возвращаться. Дорога обратно, как всегда была труднее, поэтому я один раз даже упала. Но вот, наконец, появилась вдали лестница, а на ней я встретила группу туристов и очень обрадовалась, так как это значило, что внизу их ждёт автобус, на котором могут подвезти до станции и меня.